Наши дети растут в обществе, где культивируются успешность, социальный статус и достижения. Эти ценности передаются нашим детям невербально, через наши эмоциональные состояния. Дети обращают внимание на то, что мы в них замечаем, хвалим или, наоборот, не одобряем их действия.
Когда мы гонимся за достижениями, мы теряем себя и забываем о собственных ценностях. Мы из лучших побуждений прилагаем максимум усилий для того, чтобы наши дети выросли успешными. Нас пугают мысли о том, что они могут проиграть в конкурентной борьбе. Но идея о том, что быть успешным – значит быть счастливым, в корне неверна. Успешность в жизни не определяется хорошими оценками, престижным образованием или высокой самооценкой.
Возможности, связанные с успешностью
Успешность во многом связана с психическими особенностями, такими как оптимизм, любопытство, уверенность в своих силах, способность справляться с негативными эмоциями. Эти способности развиваются, когда у ребенка есть безопасная привязанность к родителям. Иными словами, мы должны предоставить подростку пространство для развития, но при этом быть рядом, быть отзывчивыми и заинтересованными, уделять ему время и не контролировать его сверх меры. Исследования подтверждают, что положительный опыт взаимоотношений подростков с родителями дает им максимальное чувство защищенности.
Почему неэффективно подталкивать детей к достижениям
Чрезмерная озабоченность родителей успеваемостью подростка в школе и успешностью в жизни приводит к совершенно противоположным результатам. Когда родители прилагают большие усилия для того, чтобы их дети достигали успеха, у детей пропадает внутренняя, более сильная, мотивация.
Кроме того, слишком высокие ставки вызывают у подростка страх. Из-за этого он пытается избежать неудачи любой ценой. Высокий уровень стресса приводит к тому, что подросток не учит уроки, у него снижаются познавательные способности, любознательность и соревновательный дух. Он чаще прибегает ко лжи.
Некоторые подростки подчиняются под давлением родителей, но при этом они не развивают навыки самостоятельного мышления и решения задач. Это навыки, необходимые для развития уверенности в себе, жизнестойкости и успешности. Подросткам необходимо пространство для того, чтобы найти свой жизненный путь. Без этого они не могут развить чувство собственного достоинства. И наоборот, если подросток имеет свою точку зрения, принимает решения и последствия, которые за ними следуют, он формирует чувство собственного «я» и свои ценности.
Чрезмерное беспокойство об успехе подростков может также привести к тому, что родители становятся слишком навязчивыми там, где подросток должен сделать свой собственный выбор. В результате подросток не имеет своей точки зрения и не может контролировать эмоции.
Психологические последствия перфекционизма и стремления к достижениям
Психологам хорошо известна и обратная сторона культуры, которая исповедует перфекционизм и стремление к достижениям. Это депрессии, тревога, алкоголизм и наркомания, ложь, расстройства приема пищи, безрассудное поведение, внутренняя пустота, неуверенность в себе, самоубийства и другие последствия.
В культурах, основанных на конкуренции, среди подростков популярен образ человека, употребляющего наркотики и имеющего проблемы с законом. Исследования показывают, что рискованное поведение подростков связано со стрессом, вызванным социальным давлением. Подростки пытаются облегчить этот стресс путем саморазрушительного поведения, суицидов, употребления алкоголя и наркотиков, буллинга.
Комментарии