Интернет-издание ScienceDaily рассказало о новом исследовании, которое провели ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), чтобы изучить связь между нечестностью взрослых и поведением детей.Новый эксперимент впервые показал связь между взрослой нечестностью и поведением детей. Ученые говорят, что дети, которым лгали взрослые люди, чаще обманывают, а затем лгут еще и еще, чтобы прикрыть свой проступок.
Нечестность взрослых приводит к детскому вранью
Исследования документально подтверждают, что большинство родителей признаются в том, что они лгали своим детям, даже если сами уверены, что честность играет в нашей жизни важную роль. Авторы исследования утверждают, что поведение родителей показывает, что они не верят в то, что ложь, которую они говорят своим детям, может повлиять на честность самого ребенка. Новое исследование ставит под сомнение эту, скажем прямо, ничем не обоснованную веру.
Ученые считают, что новая работа имеет большое значение не только для воспитания детей, но и для их обучения сценариям поведения и для оценки ситуаций. Всем взрослым, возможно, придется пересмотреть все то, что они говорят своим детям. Даже маленькая «белая» ложь может иметь самые непредсказуемые последствия.
Взрослые лгут. А что дальше?
Все люди лгут – мы это знаем. Взрослые лгут детям – мы тоже это знаем. Но что происходит дальше? Дети, которым лгут взрослые, будут лгать затем всегда?
Удивительно, но эти вопросы не рассматривались до тех пор, пока ученые-психологи магистрант Челси Хейс (Chelsea Hays) и профессор Лесли Карвер (Leslie Carver) из Университета Калифорнии не подошли к нему с научной точки зрения. Сейчас уже есть задокументированные факты, подтверждающие предположение, что нечестность взрослых оказывает большое влияние на развитие детей, и не в хорошем смысле.
Взрослые лгут. А что дальше?
Профессор Карвер говорит, что этот эксперимент впервые подтвердил то, что мы, возможно, подозревали – ложь взрослого влияет на честность самого ребенка.
В исследовании участвовало 186 детей в возрасте от трех до семи лет, которых ученые проверяли, могут ли они противиться соблазну солгать. Половине детей экспериментаторы соврали, что в другой комнате лежит огромная конфета, но потом быстро признавались, что это просто уловка, чтобы заставить ребенка поиграть с ними. Остальным детям ученые предлагали поиграть без упоминания о конфете.
Во время игры ученые просили детей по звукам охарактеризовать игрушки, которые они не могли видеть, так как были спрятаны в соседней комнате. Звуки и игрушки шли в парах, которые детям было достаточно легко было связать: аудиоклип «Пощекочи меня» для Элмо (персонаж из мультфильма «Улицы Сезам»; аудиоклип «Я люблю печенье» для Печенькового чудовища (Cookie Monster) из детской телевизионной программы и «Урчание в моем животике» для Винни-Пуха. Один звук был намеренно сложным исключением: аудиоклип Бетховен «К Элизе», который не был связан ни с одним коммерчески доступным символом какой-либо игрушки.
Когда отрывок классической музыки был сыгран, экспериментатора вызвали из комнаты, чтобы якобы ответить на телефонный звонок, при этом дети оставались в комнате одни в течение 90 секунд, искушая их заглянуть, какая таинственная игрушка связана с этим звуком. Перед выходом из помещения экспериментатор просил детей не заглядывать в соседнюю комнату. По возвращении детям предлагали рассказать правду (камеры снимали детей все время).
И? Дети в возрасте пяти, шести и семи лет, которым экспериментаторы лгали о конфете в соседней комнате, лгали чаще, а после совершения проступка эти дети также обманывали гораздо чаще.
Эксперимент показал, что около 60 % детей школьного возраста, которым экспериментаторы не лгали, так и не смогли преодолеть искушение и заглянули в другую комнату, пытаясь распознать хитрую игрушку, а из тех детей, которые заглянули украдкой, около 60 % солгали об этом. Среди детей, которым экспериментаторы солгали, заглянувших в соседнюю комнату было почти 80 %, а количество солгавших об этом детей составляло почти 90 % из тех, которые заглянули украдкой в другую комнату.
Почему это так? Карвер и Хейс отмечают, что этот вопрос пока так и остался открытым. Может быть, дети в возрасте пяти-семи лет просто подражают поведению взрослым как образцу, или, может быть, они делают собственные выводы о том, насколько важна честность именно относительно конкретного взрослого. Или, может быть, в этом есть больше нюансов: возможно, дети не чувствуют необходимости говорить правду тому, кого они сами воспринимают как лжеца.
А вот для младших детей не имело никакого значения, обманывали ли их экспериментаторы ранее или нет. Все малыши подсматривали и лгали примерно одинаково. Это может быть так, потому что дети в возрасте трех-четырех лет еще не имеют сложных теорий о правде и лжи, поскольку у них еще не достаточно развиты умственные способности.
Причины лжи взрослых неважны – любая ложь детям разрушительна
Исследование ставило перед собой цель добраться до причин того, что может повысить вероятность того, что ребенок будет лгать, к тому же ученые постарались показать, что может стоять за этим, казалось бы, обычным поведением взрослых.
Что происходит тогда, когда лгут люди, которым дети доверяют? Этот вопрос также остается открытым. Но Карвер и Хейс по-прежнему настаивают на проявлении сдержанности. Даже если взрослому кажется, что в какой-то момент ложь целесообразна, например, чтобы путем обмана добиться послушания или чтобы ребенок смог обуздать свои эмоции, то взглянув в будущее можно понять, что это, скорее всего, плохая идея.Исследования, которые проводились раньше, задокументировали, что большинство родителей признаются в том, что лгут своим детям, даже если сами утверждают, что честность имеет большое значение.
Карвер и Хейс считают, что действия родителей предполагают, что они не верят, что ложь, которую говорят своим детям, может повлиять на честность их ребенка. Но это исследование ставит под сомнение эту веру.
Профессор Карвер считает, что всем взрослым придется пересмотреть свои взгляды на то, что можно, а что нельзя говорить своим детям, так как даже «ложь во благо» может иметь самые негативные последствия.
Комментарии