Многие из нас могут вспомнить, как в детстве родители шлепали нас за непослушание. Статистика свидетельствует, что такому наказанию подвергаются более 300 миллионов детей во всем мире. Обычно при этом детей шлепают легко, чтобы не причинить физической боли, а только повлиять на их поведение. Такая форма наказания была обычным явлением на протяжении десятилетий и даже столетий. Считалось, что шлепанье может быть даже полезным, потому что помогает изменить плохое поведение ребенка.
Однако в течение последних десятилетий отношение к наказаниям такого рода изменились. В конце 90-х годов ХХ века ученые впервые заявили о том, что шлепать детей недопустимо. Такого мнения они придерживаются и сегодня.
В чем причина таких изменений? До 90-х годов легкие физические наказания были общепринятым воспитательным методом во всем мире. Они не считались физическим насилием. Примерно в это же время начали появляться первые научные работы, подтверждавшие, что физические наказания имеют негативные последствия для поведения и эмоций детей. Современные исследования доказывают этот тезис.
Во-первых, исследования показали, что шлепанье не помогает бороться с плохим поведением ребенка. Приводя к тому, что плохое поведение прекращается на короткое время, такой метод ни в чем не лучше, чем ненасильственные методы наказания.
Важно понимать, что в долгосрочной перспективе шлепанье имеет больше негативных последствий, чем другие формы наказания. Оно не помогает исправить поведение ребенка, так как причиняет ему физическую боль. Это, в свою очередь, вызывает у ребенка страх или растерянность и мешает правильно воспринять то, что родители хотят ему донести. Более того, если родители шлепают ребенка, чтобы он прекратил вести себя агрессивно (например, не дрался с другими детьми), это приводит лишь к противоположным последствиям.
Другие исследования психологов показали, что шлепанье только ухудшает поведение детей и делает их более агрессивными. В некоторых публикациях такое утверждение ставилось под сомнение: ученые предполагали, что не шлепанье приводит к агрессии, а изначально агрессивных детей родители больше шлепали за плохое поведение.
Однако по результатам другого масштабного исследования с участием более 12 000 детей ученые пришли к выводу, что дети, которых шлепали в возрасте 5 лет, были склонны к повышенной агрессии, достигнув 6–8 лет. Это исследование показывает, что шлепки приводят к агрессивному поведению детей. Кроме того, ученые установили, что такая взаимосвязь проявлялась не только у трудных или изначально склонных к агрессии детей.
Почему шлепанье ведет к более агрессивному поведению? Ответ прост: наблюдая за таким поведением родителей, дети делают вывод, что оно является допустимым. Многочисленные исследования доказали: наблюдая за агрессивным поведением окружающих, дети сами начинают вести себя агрессивно.
Кроме того, что шлепанье запускает механизм агрессивного поведения детей, оно также становится причиной более серьезных проблем с психикой, снижения самооценки, расстройств познавательной сферы, а также ухудшает взаимоотношения между детьми и родителями. Телесные наказания могут вызывать задержки в развитии ребенка так же, как и оскорбления и крики.
Результаты вышеупомянутых исследований заставили ученых во всем мире пересмотреть свои взгляды на телесные наказания. В некоторых странах (например, во Франции) телесные наказания детей запрещены на законодательном уровне.
Недавнее исследование показало, что запрет на телесные наказания приводит к положительным изменениям в поведении детей. В исследовании приняли участие дети из 88 стран. Было установлено, что в странах, где телесные наказания запрещены, и мальчики, и девочки проявляли менее агрессивное поведение. В странах, где телесные наказания запрещены только в школе, но не дома, уровень агрессии снижался только у девочек.
Таким образом, исследования показывают, что телесные наказания не подходят для воспитания детей. Существуют ли альтернативные способы изменить плохое поведение ребенка? Эксперты считают, что наилучшими являются методы, базирующиеся на позитивном поведении и предполагающие возможность вместо наказания ребенка оставить его без вознаграждения. Например, если ребенок отказывается ужинать, родители могут лишить его десерта.
Если ребенок забирает игрушки у своих братьев и сестер, родители могут запретить ему на время играть своими игрушками. Некоторые родители в случае плохого поведения ребенка заставляют его провести некоторое время в своей комнате или ставят его в угол. Конечная цель наказаний – научить ребенка правильному поведению. Поэтому важно быть последовательными в своих правилах и объяснить ребенку последствия его плохого поведения.
В целом эксперты сходятся во мнении, что шлепать детей недопустимо ни при каких условиях. Ни одно исследование, посвященное этой теме, не подтвердило положительного влияния телесных наказаний на детей. Некоторые родители отрицают это, говоря: «Меня в детстве шлепали, и я вырос нормальным человеком» или «Все зависит от поведения ребенка». Разумеется, некоторые дети, которых шлепают родители, вырастут без отклонений, но у некоторых они могут возникнуть. Очевидно, что шлепанье не является эффективным в достижении цели изменить плохое поведение ребенка и в долгосрочной перспективе может нанести ему вред.
Однако это не значит, что воспитательные методы прошлых поколений являлись в корне неправильными и вредными. До 90-х годов ХХ века шлепанье было общепринятым методом, применяемым большинством родителей во всем мире. Родители того поколения попросту не задумывались, что шлепанье может приносить вред, потому что тогда это еще не было доказано. Сегодня мы знаем много того, чего не знали наши родители, и, скорее всего, наши дети будут знать еще больше. Все, что мы можем сделать, – использовать имеющиеся у нас знания, чтобы становиться лучшими родителями. Обучаясь чему-то новому, мы в силах делать больше для благополучия наших детей.
Комментарии