В моей практике было много интересных и непростых случаев, но такой пока один, хотя я уверена, что их будет больше, потому что в последнее время это модная тема.
Однажды мама привела на прием дочку-подростка, которая как девочка, правда, не выглядела. Коротко подстриженные волосы, джинсы, толстовка, безразмерная куртка, огромные ботинки на ногах. Мне она напомнила воробьишку, который в мороз сидит нахохлившись, распушив все свои перышки, пытаясь согреться.
Испуганный маленький птенец. Но как только она начала говорить, это сравнение пропало: резкая манера, металлический голос, с акцентом на последних слогах, с выдержанными паузами.
Меня она попросила подписать рекомендацию по смене пола. Было видно, что она недовольна приходом ко мне, так как считает, что для ее целей эти бумажки не нужны, ведь она все для себя решила окончательно. Ей было непонятно, зачем вообще обращаться к специалистам, а потом еще и к психиатру.
«Я все узнала про вас. Вы нормальная, так сказали ваши студенты; вы мне точно поможете», — пришла ко мне на прием, предварительно наведя какие-то справки. Ясно, что в понятие моей нормальности она вложила соответствие своим ожиданиям. Мама смотрела на нее с каким-то трепетом, заглядывая ей в глаза, пытаясь ловить каждое слово.
Девочка представила свои, очень удивительные для меня, аргументы в пользу смены пола: мальчиком быть проще — им ничего не нужно делать, им всегда легко, они счастливее девочек.
Что в семье? Папа ушел из семьи года два назад, но дочь свою поддерживает, помогает материально, иногда она живет с папой, они проводят вместе отпуск.
Звучит нормально. Что с мамой? Оказалось, намного интересней. Если девочка предстала передо мной несколько неопрятной, то мама выглядела безупречно: изысканно одета, макияж, маникюр, прическа, будто только что вышла из салона красоты. Единственное, что напрягло меня — ее нездоровая худоба. Гораздо позже выяснилось, что мама уже много лет проходит лечение расстройства пищевого поведения.
Захотела быть как папа
Ожиданий в том, что я нормальная, я не оправдала и никакой бумаги не подписала. Проблема этого ребенка оказалась в том, что ей страшно было быть женщиной; и этот страх был намного ужасней, чем страх перед операциями, гормонотерапией, возможными последствиями: уменьшением продолжительности жизни, отсутствием детей, осуждением родных и друзей.
Она была очень неплохо подкована, оперировала доводами и историями из средств массовой информации, имела очень много сформированных стереотипов относительно этого вопроса и высказывала противоположное мнение в ответ на любой мой аргумент. На языке психотерапии говорят: «сопротивление было сильным».
В ее представлении операции делают всегда успешно, в смене пола нет ничего особенного, детей можно усыновить или найти суррогатную мать, гормоны вообще пьют многие люди, и ничего страшного в этом нет.
А вот в том, что такое быть женщиной, примером ей служила мама: она встает в пять утра, идет в спортзал, всю свою еду взвешивает и просчитывает калории, далее салон, укладка, примерка одежды, и кроме этого у мамы сложная работа, постоянные совещания, командировки.
Сопровождают всю ее деятельность исходящие от нее бесконечные претензии ко всем лицам женского пола: «Эта неухоженная, эта некрасивая, эта тупая, эта расслабленная».
А как дела у папы? Папа стал счастливым человеком, когда ушел. Он даже перестал орать и напиваться по выходным: «Он у меня вообще молодец».
Девочка захотела быть как папа, в ее восприятии нарушились социальные и гендерные роли. Мама, сильная и властная с одной стороны, с другой стороны оказалась слабой и очень неуверенной в себе женщиной, поэтому она, прислушиваясь к дочери, начинала отмечать в ней мужское, ведь то, как данная проблема освещается в СМИ, влияет не только на детское мышление.
Почему тема смены пола в СМИ небезобидна?
Например, стоит ли так явно обсуждать смену пола или желание это сделать у знаменитостей и их детей? Ведь совершенно ясно, что в совокупности такие новости для многих являются призывом к действию.
Кстати, в 2018 году в Америке была замечена тенденция к смене пола среди девочек-подростков. Причина оказалась в том, что именно в этом возрасте активность пользования социальными сетями возрастала и в их окружении находился человек, который открыто заявлял о своей трансгендерности.
И многие стали просто имитировать это состояние, подражать. Если некая группа значима для подростка и интересна ему, то он просто заражается ее поведением, как гриппом.
Для уверенной и сформированной личности это абсурдно, но вот для подростка или человека, который задержался по каким-либо причинам в этом психологическом возрасте, смена пола — это выход и вполне себе прекрасная идея, потому что вдруг начинает казаться, что проще сменить пол и далее начнется совсем другая жизнь.
Что делать с желанием сменить пол у подростка
У моей клиентки желание сменить пол было бунтом. Ее пол с анатомической точки зрения сформировался по всем правилам. Яйцеклетка ее мамы получила при оплодотворении сперматозоидом папы набор хромосом девочки, и на двенадцатой неделе внутриутробного развития все пошло закономерно: яички не сформировались, андрогены не стали выделяться и не начали мужика лепить.
В возрасте трех лет она тоже была девочкой, любила наряжаться и красить губы маминой помадой. Все случилось позже, когда она стала сравнивать себя с мамой и произошло неприятие себя как женщины.
Началась терапия с приобретения понимания того, что такое самооценка. Вопрос, который раскрывает суть этого понятия: «Кто я?» Дальше разбирались, как влияет на нее мнение о ней ее мамы, папы, ее друзей и совершенно чужих людей.
Потом чувство собственного достоинства подверглось анализу с ее стороны. Важно было понять, насколько она значима для себя и в чем ее способности выражаются. Какой она видит себя в будущем.
Это стало интересной отправной точкой ее терапии. Она описала свой счастливый день через десять лет и сама незаметно для себя написала о том, как она в свадебном платье стоит на берегу моря со своим мужем, который очень похож на ее отца.
Далее уверенность в себе. Мы разбирались в том, что ей нужно научиться делать, какие знания и умения ей пригодятся в будущем и каких не хватает сейчас, она составляла планы и брала обязательства.
А потом она осознала, что женщиной можно быть разной, и у каждой свой путь и свои приоритеты, и это выбор каждого человека, каким ему быть. Появилось уважение к своему полу, возрасту и самой себе. Свое «я» нашлось.
Вы, наверно, уже догадались, что на терапии оказалась вся семья, и девочка осталась биологической девочкой, а также смогла стать социально и психологически настоящей девушкой.
Как взрослые толкают детей на смену пола
Кстати, папа ничего не знал о желании его дочери стать мальчиком. Это было для него сюрпризом. Конечно, сложно представить его реакцию, когда он узнал бы о смене пола. Но сюрприза ему, конечно, вряд ли удалось бы дождаться, его бы точно вызвали на комиссию, и ребенок его перед этим попал бы месяца на два в клинику для наблюдения с его согласия тоже.
Я считаю, что всем людям, перед тем, как принимать решение о рождении детей, нужно получить грамотную консультацию о том, как растить ребенка и формировать в нем гендерную идентичность. Сами того не подозревая, взрослые своим незнанием часто толкают ребенка на смену пола.
Важно понимать, что ребенок года в три-четыре начинает активно проявлять половую самоидентификацию, или гендер. Здесь есть один аспект. Иногда ребенок как бы начинает сожалеть о том, что он не может быть другого пола, и «добрый» родитель, вместо того чтобы доказать преимущества пениса или вагины, брякнет: «Да не переживай, потом исправишь все!» Для вас шутка, а ребенок может принять это всерьез и начать развивать в себе подобные мысли, а потом и желания.
Когда ребенок в подростковом возрасте ищет себя, он может найти группу, где лидер не скрывает своей трансгендерности. Но если дома все хорошо с точки зрения психологических семейных ролей и нет внутриличностных тяжелых конфликтов, то обычно года через два ему это надоедает. Если же мама похожа на мужчину и не обращает внимания на свою женственность, намеренно ее игнорируя, то не удивляйтесь потом, когда ваш ребенок придет и скажет: «Алле, я хочу сменить пол!»
И тогда вам нужно будет первым делом его выслушать, даже если для вас это шок. Важно не дать вашему ребенку в этот момент закрыться. Дайте ребенку возможность рассказать обо всем, что его волнует.
Постарайтесь не делать круглые глаза и не падать в обморок, он может это воспринять как что-то плохое, решить, что вы ему не доверяете, и уйти опять в себя и свои мысли… Не перебивайте, хотите — задайте уточняющие вопросы, проявите настоящий интерес.
Комментарии