Для ребёнка игра – не только удовольствие, но и потребность. В игре он постигает этот многогранный мир, учится говорить и слушать. Игрушки выступают для ребёнка в роли первых учебников жизни.
До 3 месяцев младенец плохо различает звуки, и пробуждению органов чувств способствуют погремушки, музыкальные колечки, гирлянды, подвешенные в коляске. С 3 месяцев ребёнок уже умеет брать предметы и уверенно хватает игрушки, тянет их в рот «ради знакомства», манипулирует, осуществляя первые попытки поиграть. Выбирая игрушку, важно учитывать её свойства – мелодичный звук, который не испугает малыша, незначительный вес и удобный размер, чтобы маленькая ручка могла удержать, спокойная цветовая гамма.
Способствуют развитию восприятия и органов чувств мобили – приспособления над кроваткой, на которых прикреплены 2 – 4 предмета для рассматривания или геометрические формы, игрушки из бумаги. Каждые 3 – 4 дня игрушки стоит менять, чтобы обновить впечатление. Ребёнок легко забывает, и через несколько дней игрушка будет воспринята как новая.
Для малышей постарше актуален турничок с подвешенными погремушками, которые можно хватать, и поручнями, за которые можно держаться и подтягиваться.В первые недели острота зрения ребёнка низкая, он не способен различать цвета, видит лишь яркие, контрастные объекты, в частности контрастные чёрно-белые изображения, имеющие простые геометрические формы. Для развития зрения можно использовать объёмные геометрические формы (кубы, призмы и т.д.) с чередующимися чёрными и белыми полосами.
С полугода малыш начинает лепетать, повторять слоги. Для развития речи подойдут крупные картинки с изображением людей и животных, которые при рассматривании нужно громко и чётко называть, объяснять, какие звуки они произносят, просить малыша их повторить.
Малышам с полугода понравится игрушка, развивающая активность, игрушка-развлечение, на которой можно что-нибудь нажимать, извлекать звуки, крутить телефонный диск и т.д. С первыми самостоятельными шагами у малыша появляется интерес к игрушкам, которые можно тянуть на верёвочке, толкать перед собой. Такие игрушки помогают приобрести навыки ходьбы. Лошадка-качалка и машина знакомят ребёнка с ощущениями движения, укрепляют стремление к самостоятельности.
Ближе к году пирамиды и вкладывающиеся друг в друга стаканчики дают возможность малышу познакомиться с пространством, объёмом, понятиями «внутри» и «снаружи». Актуальны все предметы, которые можно открывать, собирать, составлять из частей.
Игрушка всегда должна соответствовать возрасту ребёнка. Она должна развлекать, дарить удовольствие. Игрушек не должно быть много, т.к. ребёнок не сможет сделать выбор и осознанно использовать их. Избыток игрушек убивает радость. Если игрушек много, стоит часть из них убирать на время.
Комментарии