
Как научить ребенка писать без ошибок
Логическое мышление
1. Ваш первоклашка пишет медленно и с большим напряжением? Пишите черновик задания под его диктовку. Но при этом не забывайте делать ошибки! Ребенку останется «только» проверить вашу работу и спокойно переписать ее.
2. Пишите короткие диктанты карандашом (по строчке в день). Не исправляйте ошибки, поставьте на полях карандашом точку, дайте возможность ребенку самостоятельно найти неверно написанное слово. Не может справиться? Сотрите неправильные буквы. Пусть внимательно посмотрит на пустоту на строчке и подумает, чем ее заполнить.
3. Предложите воспользоваться словарем: придется искать по алфавиту и не только по первой букве, но и по последующим — так ребенок еще раз зрительно отметит правильное написание слова. Не найдя слово береза в ряду на би-, отметит, что оно в столбце на бе-.
4. Попросите выписать слова в несколько столбиков: по родам; по числам; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И; с непроверяемой и проверяемой гласной или шипящими согласными; одушевленные или неодушевленные предметы; слова, состоящие из двух, трех слогов и т. д.
Аудиальный канал
1. Попросите ребенка в течение 5 минут очень медленно читать, четко произнося каждую букву и растягивая гласные, — так, как написано, а не так, как обычно произносится слово. Для повышения интереса к занятию посоревнуйтесь — кто медленнее (а не быстрее, как обычно) прочтет 10 строчек из книги.
2. Играйте в словарный пинг-понг: по очереди придумывайте слова на заданные буквы (чемодан, человек, черепаха).
3. Составляйте из букв заданного слова новые слова, «рекламируя» каждую букву. Например, арбуз: А — ароматный, Р — рубиновый, Б – большой, У — укатить домой, З — звонкий.
4. Поиграйте в устный кроссворд: вы загадываете слова, а ребенок отгадывает их и записывает.
5. Перед сном повторите выученные слова, проговаривая их по буквам.
Визуальный канал
1. Во время выполнения домашних заданий не торопитесь указывать сами на ошибку. Попросите остановиться, может быть, ребенок заметит и исправит ее сам. Не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались — в большом тексте их сложнее заметить, а это рождает чувство неуверенности в своих силах.
2. Развесьте по дому карточки со словами. Обратите внимание: слова, написанные не прописными, а печатными буквами, лучше запоминаются. Периодически меняйте карточки на новые, размещая их в самых неожиданных местах, — это привлечет внимание.
3. Обычно слово представляется нам в той форме, с которой мы сталкивались в последний раз: например, написанным на доске, напечатанным в учебнике. Попросите ребенка вспомнить, как выглядело то слово, которое необходимо выучить. Пусть мысленно попробует представить его с другим вариантом написания буквы, а затем сравнит между собой оба образа и выберет тот, который вызывает у него большее доверие, кажется более знакомым, правильным и красивым.
4. Попросите ребенка закрыть глаза и представить слово, написанным в книге. После этого пусть заставит помигать в уме «опасную» букву, а затем запишет слово 5 раз, проговаривая вслух то, что пишет (писать слова нужно тоже с закрытыми глазами).
Кинестетический канал
1. Купите два комплекта магнитной азбуки — в одном буквы должны быть побольше, в другом — поменьше. Пусть выкладывает словарные слова из маленьких букв, а если допущена ошибка, исправляет ее, используя буквы большего размера.
2. Собирайте из «случайно рассыпанных» букв азбуки словарные слова, разнообразьте задание — собирайте слова задом наперед. Посоревнуйтесь, кто составит больше существительных из букв какого-нибудь длинного слова.
3. Сочиняйте небольшие истории про слово, придавая сложной букве яркий запоминающийся ассоциативный образ. Например, слово корзина можно представить в виде буквы О с ручкой вверху. А труднопроизносимое слово матч (с постоянно выпадающей Т) — в виде щита со счетом, где Т будет в виде разделяющей линии или вратаря, расставившего руки в стороны в ожидании мяча. Такие «волшебные» слова запоминать легко и приятно. Главное правило — ассоциация должна быть по какому-то четко определяемому признаку: форме, месту расположения, материалу, назначению и т. д. Не навязывайте ребенку свои образы!
4. Придумывайте вспомогательные слова-образы так, чтобы в них была не вызывающая сомнение буква, которая является сомнительной в словарном. Например, береза: по цвету — бЕлая, по форме — кудрявая, нужен грЕбень, чтобы расчесать (гребень похож на букву Е). Примеры словарных слов и ассоциативных образов: гАзета — бумАга; кАрман — дырА; кОнцерт — нОта, хОр; зАвод — трубА; кОрабль — вОлны, бОцман, кОк; инЕй — бЕлый, снЕг; лАдонь — лАпа; сОбака — хвОст кОлечком.
Комментарии