Я на самом деле не принадлежу к тому типу людей, которые терзаются вопросами «что, если?». Я редко оглядываюсь назад с мыслью о том, что должна была сделать что-то иначе. Как незабываемо пел Фрэнк Синатра: «Сожаления, у меня их немного, настолько, что и вспоминать не стоит». Однако это не касается воспитания детей.
Мои дети – девочка и мальчик – теперь выросли и обдуманно произвели на свет собственных детей. Мои четверо внуков такие милые и очаровательные, они – моя награда за преданность, самоотверженность и усердие, которое я проявила, воспитывая два опытных образца – их родителей.
Хочется, нет, правильно будет сказать, я испытываю просто непреодолимое желание из самых лучших побуждений поделиться со своими детьми моими мыслями и мнением о воспитании. В конце концов, ведь я дважды прошла все это и прожила достаточно долго, чтобы увидеть результаты своих трудов. Разве то, что я воспитала двух детей нельзя назвать некоторого рода «двойным слепым исследованием»?
Но правда заключается в том, что никто не хочет слушать устаревшие взгляды людей родом из прошлого века, даже если наша мудрость основана на реальном, практическом жизненном опыте. Дети… Кто бы мог подумать?
Поэтому я просто составила список того, что сделала бы по-другому, если бы с помощью машины времени у меня появился второй шанс. Назовем это «Назад в будущее или хроники бабушки».
1. Серфинг: я бы им занималась
Или лыжной ходьбой, или катанием на лошадях, или рыбалкой, или лазаньем по деревьям. Я бы делала все это намного чаще и получала больше удовольствия, даже если при этом мне пришлось бы мокнуть, мерзнуть, терпеть насмешки членов семьи над тем, что я неспособная или неуклюжая, или заняла последнее место. Я бы поменьше переживала из-за ушибов или испорченной прически, а больше о том, чтобы «жить моментом» и наслаждаться жизнью с моей семьей.
Если бы я могла повернуть время вспять, я бы не была тревожной мамой, потому что я была и тревожной, и мамой. Теперь я понимаю, что определенные риски развивают жизнестойкость. Может быть, я бы даже разрешила моей дочери принять участие в той глупой лыжной программе, когда ей было пять лет. Может быть.
2. Это просто такой этап: я бы поняла это
Когда вы становитесь бабушкой, то умеете оценивать и расстояние, и перспективу. Мы, бабушки, понимаем, что ребенок, в конце концов, начнет спать всю ночь, научится ходить на горшок и наконец перестанет сосать большой палец.
Мы также знаем, что ваш постоянно обманывающий четырехлетний малыш не стоит на пути к преступной жизни. Что ваша маленькая властная шестилетняя тиранка может вырасти крупным государственным деятелем или успешной главой компании, и что ваш трехлетний сын, который разбирает и ломает все, к чему может дотянуться, в один прекрасный день станет известным хирургом-ортопедом. Вы можете спросить, а как на счет моего крикливого, вечно огрызающегося подростка? Не могу ничего обещать.
Если бы я могла вернуть время, я не стала бы делать выводы на основании обрывков поведения моих детей, приятных или нет. Подобно тому, как ранний интерес ребенка к динозаврам не означает, что у вас растет будущий палеонтолог, не по годам развитое неуважение к чужим деньгам не означает, что вы воспитываете афериста.
3. Работа по дому: я бы настаивала на ней
Поскольку дети и подростки больше всего любят, когда вы что-то им даете и облегчаете жизнь, их одобрительные улыбки не должны служить показателем правильного воспитания. Не стоит слишком сильно полагаться на такую улыбчивость.
Сейчас мне ясно, что я позволяла детям лишнее. Когда дело касалось мытья посуды или выноса мусора, я поддавалась на все эти старые, но искусно высказанные уловки: «Мне надо делать домашнее задание!», «У меня тренировка» и, да, «Я должна посмотреть последнюю серию моего любимого сериала!». Все это произносилось все с той же улыбкой.
Если бы я могла что-то изменить в жизни, я бы помогала детям развивать чувство ответственности, поручая им выполнять домашние обязанности. Этот процесс можно начинать с самых ранних лет: даже дети дошкольного возраста могут накрывать на стол, складывать одежду после стирки, заправлять кровать – иногда очень по-своему – и поливать растения.
4. Карманные деньги: я бы давала их детям
Это не значит, что я вообще не давала деньги детям. Все родители время от времени делают это. Но деньги, как говорится, – сила. Фраза «Ты не получишь на это карманные деньги, если…» часто трансформировалось у меня в «Ты не получишь на этой неделе карманные деньги, потому что…» и в конечном итоге превращалось в «Ты не получишь на этой неделе карманные деньги».
Некоторые считают, что «Жадность – это хорошо». По крайней мере, так говорят воротилы с Уолл-стрит, которыми восхищались мои дети. Поэтому в нашей семье часто возникали мелкие ссоры по поводу того, кто и за что должен раскошеливаться. Поход в кино? Дети оплачивают из своей копилки. Одежда? Платят родители.
Если бы я могла это изменить, я бы постаралась как можно раньше преподать детям уроки финансовой грамотности. Я бы привела размер карманных денег в соответствие их возрасту и установила бы конкретные правила, на какие забавы должны расходоваться эти деньги (да, родители должны финансировать основные потребности детей). И я бы никогда не ставила выплату карманных денег в зависимость от выполнения домашних дел, хороших оценок или кризиса на фондовом рынке.
5. Травля (буллинг): я бы не стала это терпеть
Раньше, в наши дни, считалось, что дети должны «разбираться» сами, даже если они подвергались нападкам, травле или насмешкам. Родители редко сообщали о таких инцидентах учителям или школьным чиновникам, которые, в свою очередь, часто считали, что борьба с издевательствами не имеет ничего общего с их работой по обучению детей чтению, письму и арифметике.
О, как много могут изменить два десятилетия. Сегодня существуют программы обучения детей социальным навыкам с первого и до средних классов школы. Есть организации, которые помогают детям добиваться успехов в общественной жизни и учебе, а также в создании безопасных условий обучения в младших классах школ.
Если бы я могла что-то изменить, я бы вмешалась, когда школьный хулиган дразнил моего сына и цеплялся к нему. Я бы сообщила об этом в администрацию школы и искала решение этой проблемы вместе с ответственными лицами.
6. Традиции: я бы создавала их еще больше
Конечно, мы в семье отмечали все значимые праздники и дни рождения. Но вот что я поняла: семейные традиции – это больше, чем задувание свечей, обмен подарками и запеченная индейка. Они определяют культуру семьи и отражают ее уникальность. Традиции помогают нам формировать нашу повседневную жизнь и прививают ценности, они – оазис во все более беспокойном и занятом мире.
Если бы я могла что-то изменить, я бы создала особенные ритуалы отхода ко сну, прятала бы глубокомысленные записки в ланч-боксы детей, придумывала бы кодовые слова, которые понимали бы только мы, и рассказывала бы за ужином безобидные анекдоты и смешные истории.
Я бы собирала, перебирала и изучала разные увлекательные традиции. Мои дети впитывали бы богатые обычаи и устои других людей и культур, оценивая значение принципов своей семьи и превращая каждый из них в собственное культурное наследие.
Эх! Размечталась! Но, по крайней мере, веселое времяпровождение я бы им обеспечила.
7. Время: я бы жила в нем
Если бы я могла что-то изменить в жизни, я бы поняла, что все эти беспокойные, озабоченные, занятые собой, делами, днями рождения годы летят с безумной скоростью. Я бы остановилась на минуту, села в кресло, успокоилась и просто впитывала бы во все это, наслаждаясь моментом.
Комментарии